Стихи Ахмадулиной о женщине

Белла Ахмадулина

Ахмадулина, Белла Ахатовна (10 апреля 1937 – 29 ноября 2010) — русская поэтесса, писательница и переводчик.

Известна в России как «голос эпохи», Белла Ахмадулина является одним из ведущих поэтов столетия, ставшим известным в советское время.

Она являлась членом литературного движения под названием Новая Волна, группы писателей, которые приняли Западную идеологию в 1960-х годах.

В этот период ее коллеги — Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский экспериментировали с инновационными поэтическими стилями, ставя акцент на актуальные вопросы того времени. Ахмадулина опиралась на традиционный язык при передачи настроений и чувств.

Поэт Иосиф Бродский считает Ахмадулину наследницей линии Лермонтова-Пастернака в русской литературе и назвал ее «сокровищем» русской поэзии. Он цитировал Ахмадулину, как лучшего русскоязычного поэта.

Основными темами работ Ахмадулиной являются дружба, любовь и человеческие отношения. Ахмадулина избегает написания стихов на политические темы, хотя принимала участие в политических событиях в молодости, поддерживающих диссидентское движение.

Она получила большую популярность вначале 1960-х на общественных концертах поэзии перед огромной аудиторией на стадионе «Лужники», в Московском государственном университете, Политехническом музее и других местах. Ахмадулина появилась вместе с Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, Булатом Окуджавой, Робертом Рождественским — все эти поэты сыграли важную роль в освобождении коллективного сознания после десятилетий репрессий.

Белла Ахмадулина была мягкой, мирной фигурой в оппозиции к Советскому аппарату, которому такие люди были нужны. Она была в числе «подписантов», людей, которые подписали письмо к властям в поддержку людей, которые проявили себя как более открытые и агрессивные противники коммунистического режима, такие, как Андрей Сахаров, Лев Копелев, Георгий Владимов, Владимир Войнович. Ее высказывания были опубликованные в газете New York Times, и транслировались по Радио Свобода и Голос Америки.

Ахмадулину иногда сравнивают с Анной Ахматовой за ее искренний женственный стиль. Но, после того как Брежнев занял пост Хрущева, «оттепель» закончилась, ее стиль начали недооценивать советские критики, называя его эротизмом. Ахмадулина была отстранена от Союза писателей, и ей было запрещено публиковаться, как Александру Солженицыну и другим советским диссидентам. Ее книга стихов «Озноб» (1968) была опубликована во Франкфурте, Германия, и в США под названием «Лихорадка и другие стихотворения».

Когда на нее наложили табу в советской прессе и средствах массовой информации, Ахмадулина передавала свои высказывания через иностранную прессу и радио. Ее стихи переведены на английский, японский, итальянский, арабский, французский, немецкий, польский, чешский, датский, армянский, грузинский, латышский, курдский, румынский и много других языков мира.

Ахмадулина посвятила себя написанию многочисленных эссе о русских поэтах и переводам поэзии Франции, Италии, Чечни, Польши, Венгрии, Болгарии, Грузии, Армении и других стран, на русский язык. В 1984 году Белла была удостоена ордена «Дружбы народов».

Белла родилась в Москве. Ее отец, Ахат Валеевич Ахмадулин – татарин, мать – Надежда Макаровна Лазарева, имела грузинские, итальянские и татарские корни.

Семья занимала хорошую позицию в советской иерархии. Отец был высокопоставленным должностным лицом таможенного органа, мать – переводчица в КГБ.

Ахмадулина училась в Институте Мировой литературы имени А. М. Горького в середине 1950-х годов. Во время учебы в институте она публиковала стихи и статьи в различных газетах, как в официальных, так и рукописных. Ее первые стихи были опубликованы в 1955 году в советском журнале «Октябрь».

Она вышла замуж за поэта Евгения Евтушенко в 1954 году. В 1960 году закончила образование в институте им. Горького, с которого ее выгнали из-за чрезмерно аполитических стихов. В том же году развелась с Евтушенко и вышла замуж за Юрия Нагибина. В 1962 году была опубликована ее первая книга стихов «Струна» и получила оглушительный успех. Она развелась с Нагибиным в 1968 году, а в 1974 вышла замуж за художника Бориса Мессерера. Ахмадулина работала секретарем в Союзе Советских писателей и была почетным членом Американской академии искусств и литературы.

В последние годы жизни в Ахмадулиной были проблемы со зрением, она почти не ходила и постоянно болела. Белла Ахмадулина умерла 29 ноября 2010 года из-за проблем с сердцем. Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище.

Читайте также:
Стихи про развод с женой

Белла ахмадулина

Какие стихи вы предпочитаете?

Стихи – Белла Ахмадулина. А напоследок я скажу

А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
К высокой степени безумства.
Как ты любил? Ты пригубил
Погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? Ты погубил,
Но погубил так неумело.
Жестокость промаха… О, нет
Тебе прощенья. Живо тело
И бродит, видит белый свет,
Но тело мое опустело.
Работу малую висок
Ещё вершит. Но пали руки.
И стайкою наискосок
Уходят запахи и звуки.
—————————————

Удивительные строки этого стихотворения были.

Стихи – Белла Ахмадулина ушла

Из жизни Белла Ахмадулина ушла
В мир подлинного вольнодумства.
С ума сошла она иль возошла
К высокой степени безумства?

Она сказала много, как одна могла,
А ещё больше вовсе не сказала,
Но счастье в том, что здесь она была,
Так много это. так ничтожно мало.

Из суетного бытия в небытие
Ушли её слова, поступки, жесты.
И мы, как пасынки в оставленной семье,
Не ощутим сиротство как блаженство.

Кто нас учил, как надо жить, мертвы –
Шестидесятники, изгнанники, предтечи.

Стихи – Белла Ахмадулина

Больны ею надолго и всерьёз
Её уход – ошибка Высшей Силы
Лекарства нет от боли и от слёз
Лечения не знает медицина.
А она знала. И она лечила.

А жизнь идёт, и пишутся стихи
Хотя, не так всё просто, как хотелось
Мир выходил из-под её руки
А в огне сердца слушатели грелись
Друзья, что были дороги, порой
Уйти могли, этого не желая
Летящие слова, стихи с душой
И те, что знаем мы, и что не знаем
Навек оставили о ней нам память
А это значит – Белла вечно с нами.

Стихи – Ни слова о любви. Белла Ахмадулина

“Боря, я не умею жить без тебя”.
Белла Ахмадулина.Телеграмма Борису Мессереру

* * *
Ни слова о любви! Но я о ней ни слова,
не водятся давно в гортани соловьи.
Там пламя посреди пустого небосклона,
но даже в ночь луны ни слова о любви!

Луну над головой держать я притерпелась
для пущего труда, для возбужденья дум.
Но в нынешней луне – бессмысленная прелесть,
и стелется Арбат пустыней белых дюн.

Лепечет о любви сестра-поэт-певунья –
вполглаза покошусь и усмехнусь вполрта.
Как.

Стихи – Какое блаженство, что блещут снега. Белла Ахмадулина

Какое блаженство, что блещут снега,
что холод окреп, а с утра моросило,
что дико и нежно сверкает фольга
на каждом углу и в окне магазина.

Пока серпантин, мишура, канитель
восходят над скукою прочих имуществ,
томительность предновогодних недель
терпеть и сносить – что за дивная участь!

Какая удача, что тени легли
вкруг ёлок и елей, цветущих повсюду,
и вечнозеленая новость любви
душе внушена и прибавлена к чуду.

Откуда нагрянули нежность и ель,
где прежде таились и как.

Стихи – Из глубины моих невзгод. Белла Ахмадулина

Из глубины моих невзгод
молюсь о милом человеке.
Пусть будет счастлив в этот год,
и в следующий, и вовеки.

Я, не сумевшая постичь
простого таинства удачи,
беду к нему не допустить
стараюсь так или иначе.

И не на радость же себе,
загородив его плечами,
ему и всей его семье
желаю миновать печали.

Пусть будет счастлив и богат.
Под бременем наград высоких
пусть подымает свой бокал
во здравие гостей веселых,

не ведая, как наугад
я билась головою оземь,
молясь о нем — средь.

Стихи – Памяти Беллы Ахмадулиной

Кончалась полная Луна,
Ты – умерла, иль Первой на утёс взойдя,
Волну из Космоса в себя Ты приняла.

Поэт и власть во все века несовместимы.
Особенно когда во власти
один спецназ, незримый.
Наутро мельком передали в «Новостях»,
Что Ты ушла,
Но футболистом Ты ведь не была,
Чтоб память о Тебе почтили
Молниеносной телеграммой из Кремля.
Сказали, после продолжительной болезни Ты ушла.

Читайте также:
Стихи про женщину тельца

Да, имя той болезни – «смертельный век»,
Что перемалывает в жерновах отсутствия лица –
Священный.

Стихи – Предметы

“И я познаю мудрость и печаль,
Свой тайный смысл доверят мне предметы”.
Белла Ахмадулина

(. накануне. )
Откуда знать природе за окном
Что у меня в душе сейчас творится?
Метель неустрашимая резвится
Разгоряченным, бешенным конём.

А в доме мебель кажется мертва,
Но сядь на стул – он заскрипит, как вскрикнет,
И дверца шкафа хлипкая чуть всхлипнет,
Диван-старик и тот вздохнёт едва.

И старых книг одетый в кожу ряд
Как человека тронь – смолчать не сможет,
И каждая всё, что.

Стихи – На смерть поэта. Часть вторая

Вечером, ночью, днем и с утра
благодарю, что не умер вчера.

Пулей противника сбита свеча.
Благодарю за священность обряда.
Враг по плечу – долгожданнее брата,
благодарю, что не умер вчера.

Благодарю, что не умер вчера
сад мой и домик со старой терраской,
был бы вчерашний, позавчерашний,
а поутру зацвела мушмула!

И никогда б в мою жизнь не вошла
ты, что зовешься греховною силой –
чисто, как будто грехи отпустила,
дом застелила – да это ж волжба!

Я б не узнал, как ты утром.

Стихи – В тот месяц май, в тот месяц мой

В тот месяц май, в тот месяц мой
во мне была такая лёгкость
и, расстилаясь над землей,
влекла меня погоды лётность.

Я так щедра была, щедра
в счастливом предвкушенье пенья,
и с легкомыслием щегла
я окунала в воздух перья.

Но, слава Богу, стал мой взор
и проницательней, и строже,
и каждый вздох и каждый взлет
обходится мне всё дороже.

И я причастна к тайнам дня.
Открыты мне его явленья.
Вокруг оглядываюсь я
с усмешкой старого еврея.

Я вижу, как грачи галдят,
над черным.

Белла Ахмадулина. Любимые стихи ( 7 )

Мы расстаемся – и одновременно
овладевает миром перемена,
и страсть к измене так в нем велика,
что берегами брезгает река,
охладевают к небу облака,
кивает правой левая рука
и ей надменно говорит: – Пока!

Апрель уже не предвещает мая,
да, мая не видать вам никогда,
и распадается Иван-да-Марья.
О, желтого и синего вражда!

Свои растенья вытравляет лето,
долготы отстранились от широт,
и белого не существует цвета –
остались семь его цветных сирот.

Природа подвергается разрухе,
отливы превращаются в прибой,
и молкнут звуки – по вине разлуки
меня с тобой.

Из глубины моих невзгод
молюсь о милом человеке.
Пусть будет счастлив в этот год,
и в следующий, и вовеки.

Я, не сумевшая постичь
простого таинства удачи,
беду к нему не допустить
стараюсь так или иначе.

И не на радость же себе,
загородив его плечами,
ему и всей его семье
желаю миновать печали.

Пусть будет счастлив и богат.
Под бременем наград высоких
пусть подымает свой бокал
во здравие гостей веселых,

не ведая, как наугад
я билась головою оземь,
молясь о нем — средь неудач,
мне отведенных в эту осень.

***
В тот месяц май, в тот месяц мой
во мне была такая лёгкость
и, расстилаясь над землёй,
влекла меня погоды лётность.

Я так щедра была, щедра
в счастливом предвкушенье пенья,
и с легкомыслием щегла
я окунала в воздух перья.

Но, слава Богу, стал мой взор
и проницательней, и строже,
и каждый вздох и каждый взлёт
обходится мне всё дороже.

И я причастна к тайнам дня.
Открыты мне его явленья.
Вокруг оглядываюсь я
с усмешкой старого еврея.

Я вижу, как грачи галдят,
над чёрным снегом нависая,
как скушно женщины глядят,
склонившиеся над вязаньем.

И где-то, в дудочку дудя,
не соблюдая клумб и грядок,
чужое бегает дитя
и нарушает их порядок.

Читайте также:
Смс стихи любимой девушке о любви

Какое блаженство, что блещут снега,
что холод окреп, а с утра моросило,
что дико и нежно сверкает фольга
на каждом углу и в окне магазина.

Пока серпантин, мишура, канитель
восходят над скукою прочих имуществ,
томительность предновогодних недель
терпеть и сносить – что за дивная участь!

Какая удача, что тени легли
вкруг елок и елей, цветущих повсюду,
и вечнозеленая новость любви
душе внушена и прибавлена к чуду.

Откуда нагрянули нежность и ель,
где прежде таились и как сговорились!
Как дети, что ждут у заветных дверей,
я ждать позабыла, а двери открылись.

Какое блаженство, что надо решать,
где краше затеплится шарик стеклянный,
и только любить, только ель наряжать
и созерцать этот мир несказанный.

***
Свирель поет печально,
стройно,
и птица напрягает мускулы.
О, как задумчиво и строго
акация
внимает музыке.
Взлетает птица
выше,
выше,
туда,
где солнце и цветенье,
а маленькая ветка вишни
хранит ее прикосновенье.

Сказка о Дожде

Со мной с утра не расставался Дождь.
– О, отвяжись! – я говорила грубо.
Он отступал, но преданно и грустно
вновь шел за мной, как маленькая дочь.

Дождь, как крыло, прирос к моей спине.
Его корила я:
– Стыдись, негодник!
К тебе в слезах взывает огородник!
Иди к цветам!
Что ты нашел во мне?

Меж тем вокруг стоял суровый зной.
Дождь был со мной, забыв про все на свете.
Вокруг меня приплясывали дети,
как около машины поливной.

Я, с хитростью в душе, вошла в кафе.
Я спряталась за стол, укрытый нишей.
Дождь за окном пристроился, как нищий,
и сквозь стекло желал пройти ко мне.

Я вышла. И была моя щека
наказана пощечиною влаги,
но тут же Дождь, в печали и отваге,
омыл мне губы запахом щенка.

Я думаю, что вид мой стал смешон.
Сырым платком я шею обвязала.
Дождь на моем плече, как обезьяна, сидел.
И город этим был смущен.

Обрадованный слабостью моей,
он детским пальцем щекотал мне ухо.
Сгущалась засуха. Все было сухо.
И только я промокла до костей.

Я не хочу Вас оскорбить письмом.
Я глуп (зачеркнуто). Я так неловок
(зачеркнуто). Я оскудел умом.
Не молод я (зачеркнуто). Я молод,
но Ваш отъезд к печальному концу
судьбы приравниваю. Сердцу тесно
(зачеркнуто). Кокетство Вам к лицу
(зачеркнуто). Вам не к лицу кокетство.
Когда я вижу Вас, я всякий раз
смешон, подавлен, неумен, но верьте
тому, что я (зачеркнуто). что Вас,
о, как я Вас (зачеркнуто навеки).

50 великих стихотворений. Белла Ахмадулина. На мотив икоса

Приблизительное время чтения: 9 мин.

«Сейчас вы услышите лучшее, что есть в русском языке, — Беллу Ахмадулину», — так отрекомендовал поэтессу своим американским студентам Иосиф Бродский. Поэт Евгений Евтушенко сказал о ней: «Не знаю, как Бог расположил места, но она будет где-то рядом с Цветаевой и Ахматовой». Белла Ахмадулина — автор знаменитых «А напоследок я скажу…» и «По улице моей который год…» — ровно 18 лет назад, 20 января, написала одно из своих самых сокровенных и сложных стихотворений «На мотив икоса». Именно о нем — очередной выпуск проекта «50 великих стихотворений».

На мотив икоса

Исторический контекст

Автор

О произведении

Религиозные особенности

Непонятные слова

На мотив икоса

Украшения отрясает ель.
Божье дерево отдохнёт от дел.
День Крещения отошёл во темь,
января настал двудесятый день.

Покаянная, так душа слаба,
будто хмурый кто смотрит искоса.
Для чего свои сочинять слова —
без меня светла слава икоса.

Сглазу ль, порчи ли помыслом сим
возбранён призор в новогодье лун.
Ангелов Творче и Господи сил,
отверзи ми недоуменный ум.

Неумение просвети ума,
поозяб в ночи занемогший мозг.
Сыне Божий, Спасе, помилуй мя,
не забуди мене, Предивный мой.

Читайте также:
Стихи с днем рождения женщине на 33 года

Стану тихо жить, затвержу псалтирь,
помяну Минеи дней имена.
К Тебе аз воззвах — мене Ты простил
в обстояниях, Надеждо моя.

Отмолю, отплачу грехи свои.
Живодавче мой, не в небесный край —
восхожу в ночи при огне свечи
во пречудный Твой, в мой словесный рай.

Исторический контекст

Стихотворение «На мотив икоса» было написано в 1999 году.

Отличительной особенностью литературы 1990-х годов было ее разнообразие. С исчезновением цензуры читатель получил доступ к произведениям, запрещенным в годы советской власти. На прилавках появились никогда не публиковавшиеся или труднодоступные в СССР книги выдающихся русских прозаиков и поэтов — Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Михаила Булгакова, Владимира Набокова, Андрея Платонова, Александра Солженицына, Иосифа Бродского, Евгения Замятина и многих других известных авторов.

“Шестидесятники” Михаил Светлов, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко на встрече с читателями

Поэзия конца 1990-х также была рассчитана на самые разные вкусы: от почитателей классической лирической традиции до любителей эпатажной авангардной поэзии. В это время продолжали свой творческий путь советские писатели-шестидесятники, успех которых ушел в прошлое, однако их имена оставались на слуху, и их стихи печатали авторитетные журналы «Октябрь» и «Знамя».

Автор

Белла Ахатовна Ахмадулина (1937–2010) родилась в Москве, в семье, которая принадлежала к советской элите. Ее мать была переводчицей, а отец работал таможенным начальником. Предки Беллы по отцовской линии — татары, у матери были итальянские корни.

Первый сборник Ахмадулиной “Струна” (1962)

Свои первые стихотворения Ахмадулина начала писать еще в школе. Уже в 1955 году известные журналы опубликовали подборку стихов молодой поэтессы, которую сразу же заметили и оценили читатели. Не сомневаясь в своем поэтическом будущем, Ахмадулина поступила в Литературный институт имени Горького.

Интересно, что в 1959 году ее отчислили из института за то, что она отказалась участвовать в травле Бориса Пастернака, получившего в 1958 году Нобелевскую премию по литературе и названного «клеветником» и «предателем»: «Исключали меня за Пастернака, а делали вид, что за марксизм-ленинизм». Однако вскоре Беллу восстановили, и она закончила Литинститут с красным дипломом в 1960 году.

Серебряный родниковый хрустальный голос

Ее первый поэтический сборник «Струна» вышел в 1962 году. К этому времени Ахмадулина и другие поэты-шестидесятники периода «оттепели» — Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Булат Окуджава собирали на своих выступлениях огромные залы, стадионы, площади. В 1950–1960-е годы возрос интерес именно к озвученному поэтическому слову.

Молодая Белла Ахмадулина читает свои стихи

Особое, завораживающее впечатление на публику производил звонкий, хрустальный голос поэтессы Ахмадулиной, ее манера исполнения своих произведений.

Белла Ахмадулина – “Мои товарищи”, стихотворение посвящено Андрею Вознесенскому

Литературные критики по-разному пытаются определить истоки творчества Ахмадулиной. Кто-то акцентирует внимание на том, что творчество Ахмадулиной тесно связано с классической русской поэзией и восходит к Державину и Пушкину. Ахмадулина сама не раз подчеркивала свое родство с литературной традицией:

Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
и современнее и резче.

Другие исследователи подчеркивают, что поэтесса развивала поэтические темы Ахматовой и Мандельштама. Сама же Ахмадулина большое количество своих стихотворений посвятила Марине Цветаевой. «Наследницей лермонтовско-пастернаковской линии» назвал Беллу Иосиф Бродский. Такое многообразие оценок ясно указывает на то, что Ахмадулина — поэт многогранный и самодостаточный.


Отрывок из фильма “Жестокий романс”. Лариса Огудалова. На стихи Беллы Ахмадулиной романс исполняет Валентина Пономарева

Она выпустила огромное количество сборников своих стихотворений, а также была прекрасным переводчиком с английского, французского, польского, итальянского, чешского, грузинского, армянского, сербскохорватского и других языков. Творчество самой поэтессы переведено на многие языки мира.

Белла Ахмадулина много раз ездила за границу: бывала во Франции, чтобы встретится с Марком Шагалом, и в Швейцарии, чтобы познакомиться с Владимиром Набоковым. Находясь в США, она читала лекции по русской литературе в Калифорнийском университете.

Поэтесса необычайно ценила своих читателей и, когда уже практически ничего не видела, подписывала поклонникам своего творчества книги на ощупь.

Читайте также:
Стихи поздравления с днем рождения Виолетте

В отличие от других шестидесятников, порой увлекавшихся политическими темами в своем творчестве, Ахмадулина избегала социальных тем. Ее творчество — разговор о человеческой душе вне социальных страстей. Ее лирика — камерная, эмоциональная, обладающая изысканной музыкальностью:

. Не время ль уступить зиме,
с ее деревьями и мглою,
чужое место на земле,
некстати занятое мною?

«Захожий — не прилежный прихожанин»: о вере Беллы Ахмадулиной

Религиозные мотивы можно найти даже в ранних стихах Ахмадулиной. Однако ее отношение к Богу всегда было неоднозначно: то поэтесса провозглашает «Необитаема высь надо мною», то превозносит власть Творца. В конце 1990-х годов Ахмадулина тяжело болеет и даже переживает состояние комы, которую поэтесса назвала «глубоким обмороком». В этот сложный период в своем поэтическом творчестве она сосредотачивается на собственном внутреннем мире, обращается к православной вере.

В зрелом возрасте Белла Ахмадулина была крещена с именем Анна, но, как она сама говорила, «прилежным прихожанином» не была. Однако в одном из своих интервью призналась: «Утешением человеку может быть чистая и ясная вера в Бога. Я не церковный человек, не принадлежу к прихожанам, но без веры в Господа не понимаю жизни».

Белла Ахмадулина скончалась 29 ноября 2010 года. Отпевали поэтессу в храме Космы и Дамиана в Шубине.

Произведение

Стихотворение «На мотив икоса» имеет точную датировку. Оно написано в ночь на 20 января 1999 года, когда Белле Ахмадулиной было уже 62 года. В этом же году поэтесса пережила состояние комы, которое сильно повлияло на ее творчество.

Поэтесса за работой на даче в Переделкино

Стихотворение было опубликовано в седьмом номере журнала «Знамя» за 1999 год и входило в лирический цикл «Возле ёлки». Читателями и критиками появление нового цикла стихотворений поэтессы было воспринято как значительное литературное событие. Основа всех стихотворений цикла — религиозная. Ахмадулина посвящает стихи Рождеству, Крещению, пишет авторские святочные колядки, пытается осмыслить свое отношение к Богу.

Самое пронзительное и сложное стихотворение цикла, «На мотив икоса», написано в молитвенном ключе сразу после великого праздника Крещения Господня. Это один из главных христианских праздников, установленный в честь события евангельской истории — крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В стихотворении выражено новое христианское чувство автора. Попытка обращения к Творцу рождает надежду восхождения поэта в лирический, «словесный рай», который является частью Божественного мира.

Крещение (или Богоявление). Иконографическое изображение

В своих стихах Ахмадулина всегда пыталась решить ключевой вопрос: «Стихи — вознагражденье или плата за все грехи?» В стихотворении «На мотив икоса» она снова обращается к этой проблеме. Здесь Ахмадулина высказывает самоуничижительную оценку своему поэтическому ремеслу: «Для чего свои сочинять слова — без меня светла слава икоса». Также для автора особенно важна мысль, что поэтическое творчество не может существовать без Божественного Слова.

Религиозные особенности

Стихотворение Беллы Ахмадулиной необычно: в его строфах авторские слова чередуются с церковнославянскими цитатами из богослужебных текстов. «На мотив икоса» — удивительное сочетание священного текста и откровенного человеческого слова. В основе стихотворения — канонический акафист Иисусу Сладчайшему. Акафист — это разновидность хвалебного церковного песнопения, молитва Спасителю. Акафисты совершаются молящимися стоя. В состав акафиста входит 12 икосов. Икос — это песнь, также содержащая восхваление и прославление Иисуса, чтимого святого или празднуемого церковного события. К примеру, в своем тексте Ахмадулина дословно цитирует 1-й икос: «Ангелов Творче и Господи Сил, / отверзи ми недоуменный ум» (Перевод: «Ангелов Творец и Господь небесных Сил! / Ум мой немощный открой»).

Когда Ахмадулина пишет «Во пречудный Твой, в мой словесный рай» — это значит, что поэтический дар слова — несомненно дар Божий. Словесный рай — это рай молитвы. Ахмадулина сама дает пояснение своему стихотворению в книге «Нечаяние»: «По молитвеннику — словесный рай есть обитель не словес, не словесности, но духа, духовный рай. Искомая, совершенная и счастливая, неразъятость того и другого — это ведь Слово и есть». В каждом поэтическом слове — Слово Божие. Здесь Белла Ахмадулина близка к русской классической поэзии, в которой мысль о том, что поэт — глашатай Бога, была одной из важнейших.

Читайте также:
Поздравление женщине с 61 -летием в стихах

Юбилей Ахмадулиной в Александринском театре 14.04.2007

Стихотворение «На мотив икоса» также замечательно иллюстрирует мысль о том, что в истинном творчестве нет места поэтической гордыне. И в этом — основа христианского смирения настоящего Поэта.

Непонятные слова

Исследователи творчества Беллы Ахмадулиной всегда отмечали ее богатейший словарный запас. Поэтесса умело сочетала в своих стихотворениях высокую лексику с незамысловатой, повседневной, а церковнославянизмы с неологизмами. «На мотив икоса» — замечательный тому пример.

Темь — то же, что и тьма.

Икос — богослужебная песнь, содержащая восхваление и прославление святого или празднуемого церковного события.

Сглаз — воображаемая, сверхъестественная способность при помощи взгляда отрицательно повлиять на человека: вызвать у него какую-либо болезнь или изменить его судьбу к худшему.

Порча — болезнь; в народных представлениях — недуг, напущенный злой ворожбой.

Помысел — мысль, намерение, замысел.

Возбранить (устар.) — запретить.

Призор — присмотр, наблюдение; внимание.

Отверзать — открыть, отомкнуть, дать доступ.

Недоуменный — выражающий состояние сомнения, колебания.

Предивный — прекрасный, дивный.

Затвердить — запомнить наизусть.

Псалтирь — одна из библейских книг Ветхого Завета. Состоит из псалмов — хвалебных песен-благодарений Богу.

Минея (от греч. «месячный, длящийся месяц) — общее название нескольких церковных книг, предназначенных для богослужения и для домашнего чтения.

Обстояние — напасть; беда.

Живодавче — Податель жизни.

Пречудный — удивительный, чудесный.

Белла Ахмадулина – Стихи о любви

Белла Ахмадулина — Кофейный чертик: Стих

Опять четвертый час. Да что это, ей-богу!
Ну, что, четвертый час, о чём поговорим?
Во времени чужом люблю свою эпоху:
тебя, мой час, тебя, веселый кофеин.

Сообщник-гуща, вновь твой черный чертик ожил.
Ему пора играть, но мне-то — спать пора.
Но угодим — ему. Ум на него помножим —
и то, что обретем, отпустим до утра.

Гадаешь ты другим, со мной — озорничаешь.
Попав вовнутрь судьбы, зачем извне гадать?
А если я спрошу, ты ясно означаешь
разлуку, но любовь, и ночи благодать.

Но то, что обрели,— вот парочка, однако.
Их общий бодрый пульс резвится при луне.
Стих вдумался в окно, в глушь снега и оврага,
и, видимо, забыл про чертика в уме.

Он далеко летал, вернулся, но не вырос.
Пусть думает свое, ему всегда видней.
Ведь догадался он, как выкроить и выкрасть
Тарусу, ночь, меня из бесполезных дней.

Эй, чертик! Ты шалишь во мне, а не в таверне.
Дай помолчать стиху вблизи его луны.
Покуда он вершит свое само-творенье,
люблю на труд его смотреть со стороны.

Меня он никогда не утруждал нимало.
Он сочинит свое — я напишу пером.
Забыла — дальше как? Как дальше, тетя Маня?
Ах, да, там дровосек приходит с топором.

Пока же стих глядит, что делает природа.
Коль тайну сохранит и не предаст словам —
пускай! Я обойдусь добычею восхода.
Вы спали — я его сопроводила к вам.

Всегда казалось мне, что в достиженье рани
есть лепта и моя, есть тайный подвиг мой.
Я не ложилась спать, а на моей тетради
усталый чертик спит, поникнув головой.

Пойду, спущусь к Оке для первого поклона.
Любовь души моей, вдруг твой ослушник — здесь
и смеет говорить: нет воли, нет покоя,
а счастье — точно есть. Это оно и есть.

Белла Ахмадулина — Зимняя замкнутость: Стих

Странный гость побывал у меня в феврале.
Снег занес, мою крышу еще — в январе,
предоставив мне замкнутость дум и деяний.
Я жила взаперти, как огонь в фонаре
или как насекомое, что в янтаре
уместилось в простор тесноты идеальной.

Странный гость предо мною
внезапно возник,
и тем более странен был этот визит,
что снега мою дверь охраняли сурово.
Например — я зерно моим птицам несла.
«Можно ль выйти наружу?» — спросила. — «Нельзя», —
мне ответила сильная воля сугроба.

Читайте также:
Приятные стихи незнакомой девушке

Странный гость, говорю вам,
неведомый гость.
Он прошел через стенку насквозь,
словно гвоздь,
кем-то вбитый извне для неведомой цели.
Впрочем, что же еще оставалось ему,
коль в дому, замурованном в снежную тьму,
не осталась для входа ни двери, ни щели.

Странный гость —
он в гостях не гостил, а царил.
Он огнем исцелил
свой промокший цилиндр,
из-за пазухи выпустал свинку морскую
и сказал: «О, пардон, я продрог, и притом
я ушибся, когда проходил напролом
в этот дом, где теперь простудиться рискую».

Я сказала: «Огонь вас утешит, о гость.
Горсть орехов, вина быстротечная гроздь —

вот мой маленький юг
среди вьюг справедливых.
Что касается бедной царевны морей —
ей давно приготовлен любовью моей
плод капусты, взращенный
в нездешних заливах».

Странный гость похвалился:
«Заметьте, мадам,
что я склонен к слезам,
но не склонны к следам
мои ноги промокшие. Весь я — загадка!»
Я ему объяснила, что я не педант
и за музыкой я не хожу по пятам,
чтобы видеть педаль
под ногой музыканта.

Странный гость закричал:
«Мне не нравится тон
ваших шуток!
Потом будет жуток ваш стон!
Очень плохи дела ваших духа и плоти!
Потому без стыда я явился, сюда,
что мне ведома бедная ваша судьба»..
Я спросила его: «Почему вы не пьете?»
Странный гость
не побрезговал выпить вина.
Опрометчивость уст его речи свела
лишь к ошибкам, улыбкам
и доброму плачу:
«Протяжение спора угодно душе!
Вы — дитя мое, баловень и протеже.

Я судьбу вашу как-нибудь переиначу.
Ведь не зря вещий зверь
чистой шерстью белел —
ошибитесь, возьмите счастливый билет!
Выбирайте любую утеху мирскую!»
Поклонилась я гостю: «Вы очень добры,
до поры отвергаю я ваши дары.
Но спасите прекрасную свинку морскую!

Не она ль мне по злому сиротству сестра?
Как остра эта грусть — озираться со сна
средь стихии чужой,
а к своей не пробиться.
О, как нежно марина, моряна, моря
неизбежно манят и минуют меня,
оставляя мне детское зренье провидца.

В остальном — благодарна я
доброй судьбе.
Я живу, как желаю, — сама по себе.
Бог ко мне справедлив
и любезен издатель.
Старый пес мой
взмывает к щеке, как щенок.
И широк дивный выбор всевышних щедрот:
ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль.

А вчера колокольчик в полях дребезжал.
Это старый товарищ ко мне приезжал.
Зря боялась — а вдруг он дороги не сыщет?
Говорила: когда тебя вижу, Булат,
два зрачка от чрезмерности зренья болят,
беспорядок любви в моем разуме свищет».
Странный гость засмеялся.
Он знал, что я лгу.
Не бывало саней в этом сиром снегу.
Мой товарищ с товарищем
пьет в Ленинграде.
И давно уж собака моя умерла —
стало меньше дыханьем в груди у меня.
И чураются руки пера и тетради.

Странный гость подтвердил: «Вы несчастны теперь».
В это время открылась закрытая дверь.
Снег все падал и падал, не зная убытка.
Сколь вошедшего облик был смел и пригоже
И влекла петербургская кожа калош
след — лукавый и резвый, как будто улыбка.

Я надеюсь, что гость мой поймет и зачтет,
как во мраке лица серебрился зрачок,
как был рус африканец и смугл россиянин?
Я подумала — скоро конец февралю —
и сказала вошедшему: «Радость! Люблю!
Хорошо, что меж нами не быть расставаньям!»

Ураганы любви Беллы Ахмадулиной

03/02/2016

Ураганы любви Беллы Ахмадулиной

В своем мемуарном романе “Таинственная страсть”, сериал по которому скоро покажет Первый канал, Василий Аксенов отвел особое место Белле Ахмадулиной – единственному его другу-женщине.

В 60-е годы ХХ века на страну внезапно обрушилась “оттепель”. Она поманила свободой всех, но особенно – талантливых молодых литераторов, сбившихся в богемный кружок. Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава – и единственная среди них, равных, женщина Белла Ахмадулина.

Читайте также:
Стихи о работе воспитателя

Справка “С.-И.”

Изабелла Ахатовна Ахмадулина (1937–2010) родилась в Москве в семье начальника столичной таможни, татарина по национальности, Ахата Валеевича Ахмадулина и майора КГБ Надежды Макаровны, происходившей из рода обрусевших итальянских революционеров Стопани. Была отчислена с четвертого курса Литературного института им. Горького за отказ подписать письмо против Бориса Пастернака. Позже восстановлена и получила красный диплом, вынеся из учебы понимание “как не надо писать и вообще жить”. Подписывала все письма в защиту опальных писателей. Лауреат Государственных премий СССР и России, награждена многими орденами и премиями. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Поэзия эрекции

Теперь их считают советскими классиками, а тогда они были практически диссидентами – говорили правду или, во всяком случае, так думали, что их стихи и есть правда. На вечера в Политехническом музее и Лужниках приходили тысячи, с замиранием сердца следившие за каждым словом со сцены. Тогда Евтушенко написал: “Поэт в России – больше, чем поэт”. И его стихи, и Вознесенского, и Рождественского в самом деле были полны гражданского пафоса. Ахмадулина стояла особняком. На время она увлеклась гражданственностью, но быстро поняла, что поет с чужого голоса. Она была чистый лирик, писала о вечном и личном. Но и ее слушали затаив дыхание – лирики тогда тоже не были в чести у власти. Этой особостью, женственностью она объединяла своих собратьев по перу, которые, как всякие творцы, плохо ладили между собой. Ахмадулина жила любовью, окружала себя любовью и писала о любви, чем заслужила презрение Анны Ахматовой, назвавшей ее творчество поэзией эрекции. Молодая поэтесса боготворила Ахматову, о ее отзывах знала, но себе не изменила.

Вон из дома!

В одном из последних интервью Белла Ахатовна призналась, что с юности ею владела страсть, которая вела, подчиняла, определяла путь – звучащее слово. Один из ее сборников так и называется “Звук указующий”. Только ему она мечтала служить – но жизнь предлагала разные сценарии. И она их принимала.

Первым ее мужем стал Евгений Евтушенко, они познакомились в Литинституте студентами. Брак был страстный, но всего на три года. Неудивительно: конфликт честолюбий, в котором не было победителей, хотя. Белла никогда не комментировала своих отношений с поэтом, а он оставил строки: “А собственно, кто ты такая, с какою такою судьбой, что падаешь, водку лакая, и все же гордишься собой?”

Через год после развода Ахмадулина стала пятой женой Юрия Нагибина, практически живого классика. Маститый писатель, увидев Беллу на сцене Политехнического, был сражен ее талантом и женской прелестью. Они прожили восемь лет, то разбегаясь, то бросаясь друг другу в объятия. Сцену расставания Аксенов описал в своем романе “Таинственная страсть”: Нагибин возвращается домой, тщетно зовет жену. “он шагнул в спальню и остолбенел. На супружеской кровати в живописных позах возлежали три женских тела. Члены их переплелись. Власы их простирались по подушкам, будто разбросанные ураганом любви. Взревев, он понесся по спальне, с грохотом отбрасывая предметы мебели и с треском распахивая окна. “Вон из моего дома!” Он распахнул все двери и долго выбрасывал на лестничную площадку всякий одежный хлам”.

Особые тропы

О том, что было после, красочно рассказывает преемница Ахмадулиной в роли жены классика Алла Нагибина. Белла не хотела расставаться с тем, кто обеспечил ей безбедную жизнь, и придумала способ удержать мужа. С подругой по той памятной ночи разврата Галиной Сокол (ставшей впоследствии женой Евтушенко) она отправилась к знакомой директрисе детского дома. Обе взяли по ребенку: Галина – сына, Белла – дочь Анну. Но ребенок, получивший отчество от имени Юрий, не спас брак – Нагибин считал детей недопустимой помехой творчеству, и ни одна из шести его жен это правило не нарушила.

Читайте также:
Стихи Эдуарда Асадова о женщине

Вскоре Аня поселилась с няней и матерью Беллы в квартире, которую купил ей Нагибин в качестве отступного. Отношения между матерью и Беллой оставляли желать лучшего, но, по рассказам Анны, мать о ней заботилась. Через пять лет в этой квартире поселилась еще одна девочка – Лиза, дочь Ахмадулиной и Эльдара, сына народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Кулиева. Сын не унаследовал дарования отца и как попал в круг золотой творческой молодежи, никто не помнил. Впрочем, куда он исчез после разлуки с Беллой, тоже никто не знал.

Не интересовалась этим и она сама: у Ахмадулиной начался роман с Василием Шукшиным, снявшим ее в эпизоде в фильме “Живет такой парень”. Ей удалось чудом примирить строптивого провинциала с Москвой, с людьми из литературно-кинематографической тусовки, в которую он стремился и которую презирал. Она научила его одеваться, купив на гонорар за ленту первые в его жизни костюм, галстук и туфли. После выхода фильма на Шукшина и Ахмадулину вылили не один ушат грязи. Всеобщего негодования не очень прочная связь не выдержала.

Белла, казалось, не слишком убивалась, теряя одну любовь за другой. Одаривала потомков бессмертными строками и шла дальше, своими особыми тропами.

Далекие и близкие

Однажды на этих тропах ей встретился театральный художник, двоюродный брат Майи Плисецкой и известный в московской богемной среде Борис Мессерер. Тогда он жил с красавицей-актрисой Эльзой Леждей (Зиночка Кибрит из советского телесериала “Следствие ведут знатоки”). Белла и Борис познакомились, выгуливая собак, разговорились, подружились и скоро поженились. Это стал последний и самый продолжительный брак поэтессы.

Пока Белла Ахатовна была жива, интервью давала только она. О творчестве, друзьях-шестидесятниках, своем времени – но никогда о личной жизни. После ее кончины Борис Асафович допустил журналистов в их с Беллой святая святых. Он объясняет, что, в отличие от других мужчин, любил в ней прежде всего женщину, а не поэта, хотя собрал и систематизировал все ее творческое наследие. Что они были на удивление близки в эстетических оценках, хотя и разнились характерами. Что дарил жене дорогие наряды, шляпы и украшения, создавая художественный образ гениальной поэтессы. Что в дружеских застольях ему пришлось научиться контролировать собственные дозы спиртного, дабы вовремя остановить жену – сама она этого не умела.

Много и охотно рассказывает овдовевший художник. Кому-то даже кажется, что настал его звездный час – благодаря Ахмадулиной он обрел-таки широкую известность, а Белла с ним была несчастна. Вот и с дочерьми жены он не общался и не общается – зачем ему чужие дети? Да и мало ли какие соображения могут омрачить отношения наследников по прямой? Меж тем Анна и Елизавета отзываются о Борисе с теплотой и благодарностью. Обе пошли по изобразительной части и даже шутят, что способности унаследовали от отчима.

Еще в молодости Ахмадулина вывела для себя истину: за все грехи человек непременно будет наказан, а для творческого человека кара страшна особенно – его оставит дар Божий. В последние годы Белла Ахатовна не могла писать. Подводило зрение, а сочинять “в голове” она не умела. Но талант не оставил ее. А значит, перед людьми и вечностью она чиста.

Шедевры на салфетках

Борис Мессерер после женитьбы на Ахмадулиной собирал и недавно издал в четырех томах большую часть ее “подаренных” стихов – тех, которые разошлись между ее друзьями и случайными знакомыми на тетрадных листках и салфетках и не попали прежде ни в один ее сборник.

Одна в трех книгах

В романе Эдуарда Лимонова “История его слуги” Ахмадулина выведена как Стелла Махмудова. В мемуарном “Дневнике” Юрий Нагибин называл ее Гелла – как дьяволицу в “Мастере и Маргарите”. В “Таинственной страсти” она – поэтесса Нэлла Аххо (по словам Аксенова, это просто возглас восторга).

Спасибо за свинью

Ия Саввина, которая озвучила Пятачка в мультфильмах Федора Хитрука про Винни Пуха, взяла его образ с Ахмадулиной. Когда его показали, поэтесса узнала себя, но совсем не обиделась и даже поблагодарила актрису за то, что та подложила ей “свинью”.

Читайте также:
Стихи поздравления с днем рождения Анжелике

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Анна Ахматова

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Булат Окуджава — Стихи о женщине, маме

Список стихотворений:

Отзывы: 1

Моя молодость возвращается, когда я читаю стихи Окуджавы, мне не нужны другие поэты, строки великого поэта я готов перечитывать бесконечное количество раз и каждый раз я радуюсь в душе.

Булат Окуджава — Стихи о женщине, маме: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: