Стихи Риммы Казаковой о женщине

Римма Казакова — Стихи о женщине

Список стихотворений:

Отзывы: 1

Из всех стихотворений Риммы Казаковой больше всех мне запало в душу “Мальчишки, смотрите”. В этом стихотворении через обращение к мальчишкам, через их внезапное взросление ей удалось тонко нарисовать образ будущей женщины и те испытания, через которые ей предстоит пройти. Но это будет потом, а сейчас… А сейчас непростое испытание ждет самих мальчишек!)

Римма Казакова — Стихи о женщине: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Стихи Риммы Казаковой о женщине

Опять смотрю с надеждою вперед,
Опять, как в детстве безоглядно верю,
Что Счастье принесет мне Новый Год,
Залечит раны, возместит потери.

Болезни, горе, страх, — я все перемогу,
Из ямы вылезу навстречу солнцу, свету
И докажу и другу, и врагу,
Что песенка моя пока еще не спета.

Припав к окну, ищу свою звезду.
Снег падает на Землю величаво.
Грядет единственная Ночь в году,
Когда грустить мы не имеем права!

Пока ребенку нужен твой совет,
Всё в этом, что у жизни ты просила.
Быть матерью –завидней доли нет,
Быть матерью –счастливейшая сила.

Пока тебе дает советы мать,
Пусть ты их перерос — вкушай их сладость.
Ребенком быть –такая благодать!
Ребенком быть –счастливейшая слабость.

Как ты — так я. Твое тебе верну.
Вздохну, шагну, живой из пекла выйду.
Я слабая — я руку протяну.
Я сильная — я дам себя в обиду.

И прочь уйду. Но не с пустой душой,
не в затаенной горестной гордыне, —
уйду другою. Не твоей. Чужой.
И присно. И вовеки. И — отныне.

Читайте также:
Стихи о сильной девушке

Наверное, надо любить тоньше,
наверное, можно любить больше.
А я люблю — как живу — неровно:
то слишком мало, то слишком огромно,
чуть слышным шепотом — или громко,
навечно, накрепко — или ломко.
Люблю беззаветно, упорно, верно, —
и незаметно, и откровенно.
Люблю и беспомощно — и уверенно.
Так, как загадано.
Так, как повелено.
Люблю — как воюю и как играю!
Люблю — как будто вот-вот потеряю…
День ото дня — и круче, и гуще,
… показать весь текст …

Приснись мне, а то я уже забываю,
Что надо любить тебя и беречь,
Приснись, не сердись! Я ведь тоже живая…
Приснись, прикоснись, можешь рядом прилечь…
Приснись мне усталым, покорным, тяжелым,
Приснись, как горячечным грезится лед…
Как снятся мужья своим брошенным женам,
Как матери — сын, а ребенку — полет.
И вот я ложусь, Опускаю ресницы,
Считаю до сотни — и падаю вниз…
Скажи, почему ты не хочешь присниться?
А может, я сны забываю… Приснись…

Постарею, побелею, как земля зимой.
Я тобой переболею, ненаглядный мой.
Я тобой перетоскую, —
переворошу,
по тебе перетолкую,
что в себе ношу.
До небес и бездн достану,
время торопя.
И совсем твоею стану —
только без тебя.
Мой товарищ стародавний,
суд мой и судьба,
я тобой перестрадаю,
чтоб найти себя.
… показать весь текст …

Был день прозрачен и просторен
и окроплен пыльцой зари,
как дом, что из стекла построен
с металлом синим изнутри.
Велик был неправдоподобно,
всем славен и ничем не плох!
Все проживалось в нем подробно:
и каждый шаг, и каждый вздох.
Блестели облака, как блюдца,
ласкало солнце и в тени,
и я жила — как слезы льются,
когда от радости они.
Красноречивая, немая,
земля была моя, моя!
… показать весь текст …

Эскиз мечты, надежд набросок… Но — не свершится, не бывать.
Уметь зачёркивать не просто. Зачёркивать — как убивать…

Быть женщиной — что это значит?
Какою тайною владеть?
Вот женщина. Но ты незрячий.
Тебе ее не разглядеть.
Вот женщина. Но ты незрячий.
Ни в чем не виноват, незряч!
А женщина себя назначит,
как хворому лекарство — врач.
И если женщина приходит,
себе единственно верна,
она приходит — как проходит
чума, блокада и война.
И если женщина приходит
и о себе заводит речь,
… показать весь текст …

Кто победит в нелепом этом споре?
Кто разрешит для нас с тобой его?
Не стоишь ты моей прекрасной боли,
я холода не стою твоего.

Храни меня, прошедшая любовь,
Во благо обрати мой горький опыт,
От нежности храни, которой топят
и обращают в нищих и рабов.

Храни меня всей памятью моей.
Не дай застыть с протянутой рукою.
Скажи, неужто, испытав такое,
мы все же не становимся мудрей?

Храни от веры, страстной и слепой,
в то, что случайность обернется вечным.
…А встречный остается только встречным
не встреченным, собой, а не судьбой.
… показать весь текст …

Я житейским бесчисленным радуюсь хлопотам.
Их так много, они — как дождинки весенние…
Пережитые беды становятся опытом.
Он не учит, а он создаёт настроение.

Поглядят и подумают: горя не знавшая!
Словно птичка на ветке, заметят, завидуя.
А в душе я ещё столько боли донашиваю,
и ещё доглотать не успела обиды я.

Но с бездушием рыбьим, со злобой крысиною
да и с собственной глупостью всё же покончено.
Пережитые беды становятся силою,
и шагаю — как будто танцую — по кочкам я.
… показать весь текст …

Годы, годы!
Вы прошли?
Ну, а может, вы настали?
Неужели соловьи
оттомили, отсвистали?

Отблистало столько дней,
но во всём, что мне осталось,
всё счастливей, всё больней
я люблю любую малость.

Мне что — холод, что — жара,
что — гулянка, что — работа…
Помирать уже пора,
… показать весь текст …

Полная версия к #959821

Тихо, тихо всё во мне,
Очень тихо.
Где-то в тихой тишине
Сердце тикает.

Тишина стекает с век
Тихо. Слишком…
И в душе, как тихий снег, —
Ты, неслышен.

Из прозрачного тепла
Соткан вечер.
Тихо вслушаюсь в тебя,
Словно в вечность.
… показать весь текст …

На сайте есть неполный вариант стиха, думаю полный тоже имеет право тут быть)

Как это вечно юно и старо!
Влюблённые друг друга обнимают.
Вас разве друг от друга отнимают?
Зачем вы обнимаетесь в метро?

Вы любите, и значит — будет дом.
Куда вы так торопитесь, ответьте?
Счастливцы, полубоги, полудети —
еще вы всё успеете потом.

Читайте также:
Стихи для вручения денег на юбилей женщине

О, это нетерпенье, нетерпёж!
Спешащие мои, как век мобильный
с любовью и жестокостью дебильной…
Как он на вас, встревоженных, похож!
… показать весь текст …

Живут на свете дураки:
На бочку мёда — дёгтя ложка.
Им, дуракам, всё не с руки
Стать поумнее, хоть немножко.

Дурак — он как Иван-дурак,
Всех кормит, обо всех хлопочет.
Дурак — он тянет, как бурлак.
Дурак во всём — чернорабочий.

Все спят — он, дурень, начеку.
Куда-то мчит, за что-то бьётся…
А достаётся дураку —
Как никому не достаётся!
… показать весь текст …

Люблю мужскую доброту.
Люблю, когда встречаюсь с нею,
Уверенность мужскую ту, что он, мужик, во всём умнее.
Мужчина, статус свой храня, от этой доли не уставший,
Недооценивай меня, прощай как младшим умный старший.
Будь снисходительным, как Бог,
И, даже истиной пожертвуй:
Считай, что ты мне всем помог,
Что, как ребячий ум мой женский.
О, женский ум! Уродство! Горб!
А ты как будто не заметил.
И был величественно добр
И этой добротою светел.
И просто силой естества напомнил, что умна иль бездарь
… показать весь текст …

Про дружбу

Выходит, что дружба ломается…
Казалось так прочно! И вдруг…
Как это называется,
Мой дорогой друг?

Месяцы, дни, минуты ли
Нас растолкнут врозь?
Где же мы так напутали,
Что разорвать пришлось?

А может того и стоит
Непрочная эта нить,
Если вдвоём с тобою
не сумели её сохранить?
… показать весь текст …

Обнимаются лошади

Обнимаются лошади неуклюже.
Обниматься им неудобно, безруко,
Лошади знают, что такое дружба,
Они понимают, что значит разлука.

И стоят они на лугу росном,
Посреди света белого, безмолвного, голого,
И не задают никаких вопросов,
Положив друг на друга большие головы.

Безответная любовь, тихий звон зари,
Настоящею ценой всё оплачено.
Ты себя не береги, ты себя дари,
Так навек тебе судьбой предназначено.
Безответная любовь, безнадёжная,
Как лесная глухомань бездорожная.
Безнадежная любовь, безответная,
А была б она твоя беззаветная.
Безнадёжная любовь — небо на плечах,
Ты зачем в полон взяла, чем в ответ воздашь?
Я не знаю почему в сердце свет и страх,
И зачем летит стрела, золотой мираж.
Безответная любовь, безнадёжная,
А была б она твоя беззаветная.

Римма Казакова о любви и ее предметах

От «ненаглядного» до «ничтожности предмета»

Любовь не требует ответа.
Но получается,
Что без ответа, без привета
Любовь кончается

Странная женщина — поэтесса Римма Казакова… Очень странная. Мне просто захотелось разобраться в этом феномене просто как одной обычной женщине в другой обычной женщине. Вот если отбросить тот факт, что она всю жизнь писала замечательные стихи, была на виду, общалась с неординарными людьми.

Читаю ее пространное интервью в газете «Московский комсомолец» от 01.08.2004. Римме Федоровне 72 года — самый возраст для осмысления прошлого, в частности, женского прошлого.

Но душа помудрела,
и она, помудревши, узрела
… ничтожность предмета,
что вызвал высокие чувства.

В газете «Аргументы и факты», №14 (1119) от 3 апреля 2002 г., Римма Казакова была очень резка в высказываниях по отношению к своим двум мужьям. Первый раз она вышла замуж в двадцать девять лет — за писателя и публициста Георгия Радова. Он был старше ее на семнадцать лет. Второй раз, после разрыва, — за человека, который был моложе на 11 лет. Этот брак тоже распался (муж начал изменять). Скорее всего, именно ему было посвящено знаменитое стихотворение, ставшее песней, — «Ненаглядный мой». А в итоге —

Моего, со мною вровень,
Счастья так и не нашла.

Впоследствии Римма Федоровна пыталась переложить вину за свою резкость на журналистов, якобы перевравших ее слова.

Каждая последующая любовь занимает свое место в душе, как кольца на срезе дерева, — так, мне кажется, должно быть, чтобы душа действительно помудрела и исполнилась благодарности к людям, вызывавшим такие глубокие переживания и такие прекрасные стихи. Конечно, если действительно проникнуться фразой: «Любовь — достоинство того, кто любит» (Хосе Энрике Родо).

Эскиз мечты, надежд набросок.
Но — не свершится, не бывать.
Уметь зачеркивать не просто.
Зачеркивать — как убивать

Тогда почему же так убийственны некоторые строки стихотворений Риммы Казаковой?

***
Из первых губ, из первых губ
я поняла любви всесильность.
Был кто-то груб, а кто-то глуп,
но я — не с ними, с ней носилась!

Читайте также:
Стихи Роберта Рождественского о женщине

***
Рождается женщина. И без старания —
одним поворотом, движением, поступью
мужскому, всесильному, мстит за страдания,
которые выстрадать выпадет после ей.

***
Кто победит в
нелепом этом споре?
Кто разрешит для нас с тобой его?
Не стоишь ты моей прекрасной боли,
я холода не стою твоего.

***
Отчего, ну отчего ты сердце губишь.
Стала странная душа твоя слепой.
Я хорошая, а ты меня не любишь.
Я люблю тебя, а ты такой плохой.

***
Задыхаюсь от большой любви
к очень небольшому человеку…

О горестях действительных и мнимых

«А что уж такого особенного я собой представляю? Некрасивая…»

Господи! А все ли красавицы были счастливы? Вероника Тушнова, к примеру! И что такое вообще эти критерии красоты? Сколько раз они менялись в последние, скажем, 50 лет? Вневременная красота, как и истинное уродство — явления редкие. Большинство женщин располагается между крайними точками и не горюет по такому пустяковому поводу. Да родись Римма двадцатью-тридцатью годами позже, остригись по моде и переоденься в «джинсу»! С ее-то крупными, яркими чертами лица!

А, может, сказался «военно-полевой роман» отца с молодой актрисой, родившей ему дочь, несмотря на возвращение в семью? Отсюда это недоверие к мужчинам?

… Мы в плену у предчувствий,
что все же — увы! — не обманны…
… потому что разлука
и есть — это чувство разлуки…
Расстаюсь,
неизбежность конца проживая заране…
… замирает душа,
зная трезво, что ждет ее вскоре…

Или это гордыня, основанная на обостренной уязвимости? Недаром Римма Казакова в одном из интервью сказала:

«Я никогда не выбирала мужчину по принципу: умный, добрый, благородный. У меня все было у самой…»

Когда я прочитала в Интернете все, что смогла найти о Римме Казаковой, мне подумалось, что у нас общие «женские проблемы», сходное мироощущение. Только вот стихов я не пишу — не умею. Но эта похожесть заканчивается на одном моменте — благодарности за полноту жизни или ее отсутствии. Я не понимаю, как можно после ТАКИХ стихов, рожденных чувством, не исполниться благодарности к человеку, их вызвавшему. Вот здесь полное расхождение.

Любовь не требует ответа,
Она — дарение.
Она душе, летящей в лето, —
Как оперение.

О, бездарный разлад
между делом и словом!
Ты, разлад, как разврат:
с кем повелся — тот сломан.

Эту строфу из стихотворения я просто «подверстала» под свои размышления о Римме Казаковой. У нее там, конечно, не об этом. Просто в другом стихотворении опять мне встретилось это слово «разлад», уже в контексте любви. Именно «разлад», какое-то нарушение внутренней гармонии личности помешало ей найти счастье «с собою вровень».

И это женщина, надолго сохранившая способность влюбляться:

«Прошлым летом я отдыхала на корабле и там влюбилась с первого взгляда в рыжего боцмана. Понимала, что он моложе, закончится круиз и мое наваждение пройдет, но ничего не могла с собой поделать. В своем чувстве я признавалась только в стихах, а объект грез даже не догадывался о вулкане, который клокотал в моем сердце: «В тебе так много жизни и тепла. ». Краснела, словно школьница, при встречах. Его, большого и конопатого, называла «волосатым солнышком». Моя любовная пытка обернулась целым лирическим циклом» (Газета «День», Киев, №143, 10 августа 2000 г.)

Римме Федоровне было тогда 67 лет…
____________________

И напоследок несколько любимых строчек из стихотворений разных лет для настроения…

***
Ах, не ставьте мне в вину
грех прекрасного разлада!
Повернуло на весну!
Ну а может, так и надо.

***
Моя последняя любовь,
заплаканная, нервная,
моя последняя любовь —
ты первая

***
Словно в огне, в бреду,
каждый свой день встречаю.
Рядом с тобой иду,
а по тебе скучаю

***
Там тебя тревожно ждут,
электричество зажгут,
на груди рассыпят смех
и с ресниц сцелуют снег…

***
Всей неуверенностью женской
я вопрошала свет и тень:
каким трудом, какою жертвой
я заслужила этот день?

Спасибо всем минутам боли,
преодоленным вдалеке,
за это чудо голубое,
за это солнце на щеке,

за то, что горечью вчерашней
распорядилась, как хочу,
и что потом еще бесстрашней
за каждый праздник заплачу.

***
Люблю того, кого люблю,
и странным, ласковым смиреньем
и этим вот стихотвореньем
свое несбыточное длю…

Лучшие стихи Риммы Казаковой?

Любить Россию нелегко,
она – в ухабах и траншеях
и в запахах боев прошедших,
как там война ни далеко.

Но, хоть воздастся, может быть,
любовью за любовь едва ли,
безмерная, как эти дали,
не устает душа любить.

Читайте также:
Cтихи про бабье лето

Страна, как истина, одна, –
она не станет посторонней,
и благостней, и проторенней,
тебе дорога не нужна.

И затеряться страха нет,
как незаметная песчинка,
в глубинке города, починка,
села, разъезда, верст и лет.

Отчизны мед и молоко
любую горечь пересилят.
И сладостно – любить Россию,
хотя любить и нелегко.

Живут на свете дураки:
На бочку мёда- дёгтя ложка.
Им, дуракам всё не с руки.
Стать поумнее, хоть немножко.
Дурак, он как Иван- дурак.
Всех кормит, обо всех хлопочет.
Дурак- он тянет, как бурлак.
Дурак во всём чернорабочий.
Все спят- он дурень начеку.
Куда-то мчит, за что-то бьётся. .
А достаётся дураку-
Как никому не достаётся!
То по- дурацки он влюблён.
То беззащитно, без опаски,
То по-дурацки робок он.
То откровенен по- дурацки.
Не изворотлив, не хитёр, –
Твердя, что вертится планета,
Дурак восходит на костёр
И, как дурак, кричит про это.
Живут на свете дураки,
Идут- бредут в своих веригах,
Невероятно далеки
От разных умников великих.

Но умники за их спиной гогочут. .
-Видал растяпу ?
Дурак весь век с одной женой!
– Дурак не может сунуть в лапу!
– Дурак на вдовушке женат
И кормит целую ораву. .
————————————————————————–
Пусть умники меня простят-
Мне больше дураки по нраву.

Р. Казакова

Известные песни на стихи Риммы Казаковой [править | править исходный текст]

«Моя последняя любовь» Ю. Эрикона (исп. Л. Эрденко) 1995 г. )
«Заблудшая» (А. Лукьянов, 1995г) — исп. Ф. Киркоров
«Королева зноя» (И. Крутой, соавтор А. Морсин, 2004г) — исп. Ф. Киркоров
«Обручальная ночь» (А. Лукьянов, 1995г) — исп. Ф. Киркоров
«Прощальный блюз» (А. Лукьянов, 1994г) — исп. Ф. Киркоров
«Ты не одна» (А. Лукьянов, 1993г) — исп. Ф. Киркоров
«Цветочек» (А. Лукьянов) — исп. Ф. Киркоров
«Я не первый твой подснежник» (А. Лукьянов, 1995г) — исп. Ф. Киркоров
«Ненаглядный мой» (А. Пахмутова) — исп. Майя Кристалинская
«Безответная любовь» (И. Крутой) — исп. Ирина Аллегрова
«Небо голубое» (А. Герман) — исп. Анна Герман
«Жду тебя» (И. Крутой) — исп. Ксения Георгиади
«Некрасивая девчонка» (В. Дорошенко) — исп. Михаил Михайлов
«Лето слёз и света» (П. Аедоницкий) — исп. Анна Литвиненко
«Вдохновение» (И. Крутой) — исп. Александр Серов
«Ромашки любви» (К. Орбелян) — исп. Сона Саркисян
«Ты мне нужен» (И. Крутой) — исп. Ирина Аллегрова
«Праздник» (А. Красовский) — исп. Михаил Михайлов
«Медовый август» (Е. Мартынов) — исп. Евгений Мартынов
«Молитва» (И. Крутой) — исп. Алексей Глызин
«Поздняя женщина» (А. Савченко) — исп. Лев Лещенко
«День рождения любви» (И. Крутой) — исп. Александр Серов
«В небе родном» (А. Мажуков) — исп. Евгений Головин
«Мадонна» (И. Крутой) — исп. Александр Серов
«Диана» (В. Боровиков) — исп. Михаил Михайлов
«Ночью надо спать» (А. Лукьянов) — исп. Ксения Георгиади
«По старинке» (В. Рубашевский)
«Не надо» (И. Крутой) — исп. Александр Серов
«Остров» (Ген. Гладков) — исп. Роксана Бабаян
«Водочка Кремлёвская» (В. Боровиков) — исп. Михаил Михайлов
«Судьбе назло» (И. Крутой) — исп. Александр Серов
«Телефонные звонки» (В. Белянин) — исп. Валерий Белянин
«Любовь-подруга понимания» (П. Аедоницкий) — исп. Лариса Кандалова
«Будьте счастливы! » (В. Боровиков) — исп. Михаил Михайлов
«Мой первый день» (И. Крутой) — исп. Ольга Кормухина
«Мольба» (А. Кормухин) — исп. Ольга Кормухина
«Небо детства» (В. Шаинский) — исп. Ольга Зарубина и Михаил Боярский
«Верни мне лето» (Е. Дога) — исп. Эдита Пьеха
«Моя и близкая, и дальняя» (И. Крутой) — исп. Лев Лещенко
«Так было в мире всегда» (А. Зацепин) — исп. Татьяна Анциферова и Яак Йоала
«Победа останется! » (В. Боровиков) — исп. Михаил Михайлов
«Найдись мой милый» (А. Лукьянов) — исп. Ксения Георгиади
«Последняя встреча» (И. Крутой) — исп. Лев Лещенко
«Я не могу так долго без тебя» (В. Королёв) — исп. Михаил Михайлов
«Твоя любовь» (Ф. Лей) — исп. Мария Лукач
«Россия» (М. Болотный) — исп. Валентина Толкунова
«Вальс» (И. Крутой) — исп. Николай Басков
«К 50-летию автомобильного завода „КРАЗ“» (А. Красовский) — исп. Михаил Михайлов
«Отпусти меня, любовь» (О. Фельцман) — исп. Ирина Аллегрова
«Позднее свидание» (И. Крутой) — исп. Юрий Охочинский
«Уходили парни на войну» (В. Баснер)
«Музыка венчальная» (И. Крутой) — исп. Александр Серов
«Я училась у обид» (Е. Малышева)
«Утренний романс» (А. Красовский) — исп. Михаил Михайлов
«Смех или грех» (В. Ибрагимов) — исп. Ксения Георгиади
«Ариадна» (М. Муромов — А. Зубков и Р. Казакова)
«Любовь-беда» (И. Крутой) — исп. Алексей Глызин
«К 50-летию 6-й клинической больницы. Москва. Щукинская» (В. Ветров) — исп. Михаил Михайлов
«Небо голубое» (П. Аедоницкий) — исп. Людмила Зыкина
«Снежный мальчик» (И. Крутой) — исп. Алла Пугачёва
«Разбитые сердца» (В. Боровиков) — исп. Михаил Михайлов
«Не знала я» (Б. Мокроусов) — исп. Гелена Великанова
«Ты меня любишь» (И. Крутой) — исп. Александр Серов
«Я тебя отпустила» (И. Крутой) — исп. Валерия

Читайте также:
Красивые стихи Пастернака о женщине

Не уверена, что лучшее, но в подростковом возрасте мне очень нравилось:

Мальчишки, смотрите,
вчерашние девочки,
подросточки — бантики, белые маечки —
идут, повзрослевшие, похудевшие.. .
Ого, вы как будто взволнованы, мальчики?

Ведь были — галчата, дурнушки, веснушчаты,
косички-метелки.. . А нынче-то, нынче-то!
Как многоступенчато косы закручены!
И — снегом в горах — ослепительно личико.
Рождается женщина. И без старания —
одним поворотом, движением, поступью
мужскому, всесильному, мстит за страдания,
которые выстрадать выпадет после ей.
О, будут еще ее губы искусаны,
и будут еще ее руки заломлены
за этот короткий полет безыскусственный,
за то, что сейчас золотится соломинкой.
За все ей платить, тяжело и возвышенно,
за все, чем сейчас так нетронуто светится,
в тот час, когда шлепнется спелою вишенкой
дитя в материнский подол человечества.
Так будь же мужчиной,
и в пору черемухи,
когда ничего еще толком не начато,
мальчишка, смирись, поступай в подчиненные,
побегай, побегай у девочки в мальчиках!

Любимое, а, значит, лучшее для меня.

Постарею, побелею,
как земля зимой.
Я тобой переболею,
ненаглядный мой.

Я тобой перетоскую, –
переворошу,
по тебе перетолкую,
что в себе ношу.

До небес и бездн достану,
время торопя.
И совсем твоею стану –
только без тебя.

Мой товарищ стародавний,
суд мой и судьба,
я тобой перестрадаю,
чтоб найти себя.

Я узнаю цену раю,
ад вкусив в раю.
Я тобой переиграю
молодость свою.

Переходы, перегрузки,
долгий путь домой.. .
Вспоминай меня без грусти,
ненаглядный мой.

“Настоящий поэт – всегда женщина”, считала Римма Казакова

Сегодня на 77-м году жизни скончалась известная поэтесса, автор песен и первый секретарь Союза писателей Москвы Римма Казакова, сообщили РИА Новости в Союзе писателей Москвы.

“Римма Федоровна умерла сегодня в 13.00 в санатории “Перхушково”. Она поехала туда отдохнуть”, – сказали в Союзе писателей Москвы. Собеседница агентства затруднилась назвать причину смерти поэтессы.

Римма Казакова родилась 27 января 1932 года в Севастополе, в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии, школьные годы прошли в Ленинграде. Закончила исторический факультет ЛГУ.

Стихи начала публиковать с 1955, в 1958 году вышел ее первый сборник “Встретимся на Востоке”.

Начиная с 1958 года сборники стихов Риммы Казаковой выходили в свет более 20 раз. В их числе: “Там, где ты” (1960), “В тайге не плачут” (1965), “Пятницы” (1965), “Елки зеленые” (1969), “Снежная баба” (1972), “Помню” (1974), “Набело” (1977), “Русло” (1979), “Сойди с холма” (1984), “Избранные произведения” в 2 т. (1985), “Сюжет надежды” (1991), “Наугад” (1995), “Безответная любовь” (2000), “Стихи и песни” (2000), “На баррикадах любви” (2002), “Наперекор” (2003).

В последние годы Римма Казакова все чаще выступала как публицист, в стихах постоянно откликалась на значительные общественно-политические события. В 1996 году вышла ее книга публицистики “Возлюби”.

Очень многообразна была и общественная деятельность Риммы Федоровны. В 1976-1981 годах она была секретарем правления Союза писателей СССР, отвечала за пропаганду художественной литературы. В тот период организовала Пушкинские праздники поэзии в стране, Дни литературы разных народов, вела работу с молодыми авторами, в частности организовывала совещания молодых писателей. По инициативе и при непосредственном участии Риммы Казаковой возродились и стали традиционными поэтические вечера в Политехническом музее. Работала первым секретарем правления Союза писателей Москвы. Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья.

Римма Казакова удостоена звания заслуженного деятеля культуры Узбекистана и Каракалпакии. Награждена орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия I степени.

У поэтессы нет ни одной Государственной премии, хотя более 40 лет она работала в поэзии. В одном из интервью Римма Казакова сказала по этому поводу: “Два раза меня на нее (государственную премию) выдвигали, но дали другим. Думаете, я должна на них сердиться? Нет! Зато выхожу на улицу, и люди меня узнают, радуются почему-то. Прихожу в “свой” магазин, а продавщицы говорят: “Римма Федоровна, поступило масло, которое вы любите. Покупайте, а то потом не будет”. Чертовски приятно, когда простые люди так к тебе относятся!”

Читайте также:
Стихи о безразличии мужа к жене

Казакова – автор многочисленных сборников стихов, а также многих популярных песен. Музыку для ее стихов писали Александра Пахмутова, Игорь Крутой, Владимир Шаинский, Анатолий Савченко.

Поэтесса утверждала, что всегда мечтала писать песни. Первая, на музыку Александры Пахмутовой, называлась “Ненаглядный мой”, ее исполнила Майя Кристалинская. Большой блок был написан специально для Александра Серова – это песни “Мадонна”, “Ты меня любишь”, “Музыка венчальная”. В свой репертуар ее произведения включили Филипп Киркоров, Алексей Глызин, Ирина Аллегрова.

В поэзии наиболее широкую известность Казаковой принесли стихотворения, основные мотивы которых – дружба, верность, любовь, материнство. Словом, “вечные темы”, и женские.

Кстати, Римма Казакова так однажды и сказала: “. в принципе настоящий поэт – всегда женщина, а не мужчина. Потому что тоньше чувствует, более нервно относится ко всему, у нее сильнее нота сострадания, жертвенности, защиты. У меня из всех женских качеств более всего развито материнство, поэтому для меня и мужья были детьми”.

Лирическая героиня Риммы Казаковой очень близка ее современницам. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии.

У Риммы Федоровны есть такие строчки: “Быть женщиной – что это значит? Какою тайною владеть?”. Сама поэтесса ответила для себя на этот вопрос: “Всегда себя считала прирожденной женой. Привыкла служить мужу, но счастливой семейной жизни, несмотря на две попытки, у меня так и не получилось. Недостающую долю любви и нежности получаю от внуков”.

На вопрос журналиста, ради чего стоить жить, поэтесса, как и полагается, ответила отрывком из своего стихотворения: “И мы дышим, поскольку нам дышится, и живем, потому что живем”. И добавила: “Надо просто жить. Служить своему призванию. А слава, любовь. Они тебя найдут. Если ты этого стоишь”.

Стихи Риммы Казаковой о любви

Люби меня!
Застенчиво,
боязно люби,
словно мы повенчаны
богом и людьми…
Люби меня уверенно,
чини разбой —
схвачена, уведена,
украдена тобой!
Люби меня бесстрашно,
грубо, зло.
Крути меня бесстрастно,
как весло…
Люби меня по-отчески,
воспитывай, лепи, —
как в хорошем очерке,
правильно люби…
Люби совсем неправильно,
непедагогично,
нецеленаправленно,
нелогично…
Люби дремуче, вечно,
противоречиво…
Буду эхом, вещью,
судомойкой, чтивом,
подушкой под локоть,
скамейкой в тени…
Захотел потрогать —
руку протяни!
Буду королевой —
ниже спину, раб!
Буду каравеллой:
в море! Убран трап…
Яблонькой-дичонком
с терпкостью ветвей…
Твоей девчонкой.
Женщиной твоей.
Усмехайся тонко,
защищайся стойко,
злись,
гордись,
глупи…
Люби меня только.
Только люби!

Отечество, работа и любовь —
вот для чего и надобно родиться,
вот три сосны, в которых — заблудиться
и, отыскавшись, — заблудиться вновь.

…Ну и не надо.
Ну и простимся.
Руки в пространство протянуты слепо.
Как мы от этой муки проспимся?
Холодно справа.
Холодно слева.
Пусто.

Звени,
дорогой колокольчик,
век девятнадцатый, —
снегом пыли!
Что ж это с нами случилось такое?
Что это?
Просто любовь.
До петли.
До ничего.

Так смешно и всецело.
Там мы,
в наивнейшей той старине.
Милый мой мальчик, дитя из лицея,
мы — из убитых на странной войне,
где победители —
бедные люди, —
о, в победителях не окажись!
где победитель сам себя судит
целую жизнь,
целую жизнь.

Постарею, побелею,
как земля зимой.
Я тобой переболею,
ненаглядный мой.

Я тобой перетоскую, —
переворошу,
по тебе перетолкую,
что в себе ношу.

До небес и бездн достану,
время торопя.
И совсем твоею стану —
только без тебя.

Мой товарищ стародавний,
суд мой и судьба,
я тобой перестрадаю,
чтоб найти себя.

Я узнаю цену раю,
ад вкусив в раю.
Я тобой переиграю
молодость свою.

Переходы, перегрузки,
долгий путь домой…
Вспоминай меня без грусти,
ненаглядный мой.

Прости, что непростительно
груба, упряма, зла,
но соль была просыпана,
просыпана была.
Она лежала, белая,
странней цветка в грязи,
а я не знала, бедная,
чем это нам грозит.
Наветами опутанный,
сидел ты за столом,-
опутанный, окутанный
чужим далеким злом.
Чему ты верил, глупенький,
поспешный суд верша?
Душа моя обуглена,
ободрана душа.
Ободрана, оболгана
сверчок едва живой! —
оболгана, обогнана
лживою молвой.
Еще смотрю просительно,
еще не все — дотла, —
но соль была просыпана,
просыпана была!
Осталась снежной горкою.
Навеки? До весны?
Слезы мои горькие,
мои пустые сны!
Золою боль присыпана.
Зола, как соль, бела…
Но —
соль
была просыпана,
просыпана была…

Читайте также:
Стихи про женщину в очках

Не ходи за мной, как за школьницей,
ничего не сули.
И не хочется, и не колется —
не судьба, не суди.

Я еще ничуть не вечерняя,
я пока на коне.
Я еще такая ничейная —
как земля на войне.

Не держи на леске, на поводе,
на узде, на беде,
ни на приводе, ни на проводе,
ни в руках и нигде!

Все, что вверено, что доверено,
разгоню, как коня.
Ой, как ветрено,
ой, как ветрено
в парусах у меня!

Не кидайся лассо набрасывать —
я тебе не мустанг.
Здесь охота — дело напрасное
в этих вольных местах.

Сквозь вселенную конопатую —
чем бы ты ни смутил —
я лечу, верчусь и не падаю
по законам светил.

У меня свое протяжение,
крупных звезд оселки…
Ну а вдруг
твое притяжение —
не узлы, не силки?

И когда-нибудь мне, отважась, ты
скажешь так, что пойму, —
как тебе твоя сила тяжести
тяжела одному…

Я полюбила быт за то,
что он наш общий быт,
что у меня твое пальто
на вешалке висит.

За тесноту, за тарарам,
где все же мы в тепле,
за то, что кофе по утрам
варю лишь я тебе.

За то, что хлеб или цветы, —
привыкла я с трудом! —
приносишь вечером и ты,
как птица в клюве, в дом.

Пускай нас заедает быт,
пускай сожрет нас, пусть, —
тот, где в твоих ладонях спит
мой очумелый пульс.

Тот, где до нас нет дела всем,
где нет особых вех,
где по-московски ровно в сем.
он будит нас для всех.

Я не здесь.
Я там, где ты…

В парках строгие цветы.
Строгий вечер.
Строгий век.
Строгий-строгий первый снег.

В первом инее Нева.
Беспредельность. Синева.
Чьи-то окна без огня.
Чья-то первая лыжня.

Опушенные кусты.
Веток смутные кресты.
И, медвяна и седа,
вся в снежинках резеда.

Длинных теней странный пляс
и трамваев поздний лязг…
Сладко-талая вода.
Сладко-тайная беда.

Неразменчиво прямой
ты идешь к себе домой,
на заветное крыльцо,
за запретное кольцо.

Там тебя тревожно ждут,
электричество зажгут,
на груди рассыпят смех
и с ресниц сцелуют снег…

В ваших окнах гаснет свет.
Гаснет четкий силуэт.
Гаснет сонная волна.
Остается тишина.

Остается навсегда
в тихих блестках резеда,
строгий вечер,
строгий век,
строгий-строгий первый снег…

Из первых книг, из первых книг,
которых позабыть не смею,
училась думать напрямик
и по-другому не сумею.

Из первых рук, из первых рук
я получила жизнь, как глобус,
где круг зачеркивает круг
и рядом с тишиною — пропасть.

Из первых губ, из первых губ
я поняла любви всесильность.
Был кто-то груб, а кто-то глуп,
но я — не с ними, с ней носилась!

Как скрытый смысл, как хитрый лаз.
как зверь, что взаперти томится,
во всем таится Первый Раз —
и в нас до времени таится.

Но хоть чуть-чуть очнется вдруг,
живем — как истинно живые:
из первых книг, из первых рук,
из самых первых губ, впервые.

Мальчишки, смотрите,
вчерашние девочки,
подросточки — бантики, белые маечки —
идут, повзрослевшие, похудевшие…
Ого, вы как будто взволнованы, мальчики?

Ведь были — галчата, дурнушки, веснушчаты,
косички-метелки… А нынче-то, нынче-то!
Как многоступенчато косы закручены!
И — снегом в горах — ослепительно личико.
Рождается женщина. И без старания —
одним поворотом, движением, поступью
мужскому, всесильному, мстит за страдания,
которые выстрадать выпадет после ей.
О, будут еще ее губы искусаны,
и будут еще ее руки заломлены
за этот короткий полет безыскусственный,
за то, что сейчас золотится соломинкой.
За все ей платить, тяжело и возвышенно,
за все, чем сейчас так нетронуто светится,
в тот час, когда шлепнется спелою вишенкой
дитя в материнский подол человечества.
Так будь же мужчиной,
и в пору черемухи,
когда ничего еще толком не начато,
мальчишка, смирись, поступай в подчиненные,
побегай, побегай у девочки в мальчиках!

У поезда, застыв, задумавшись —
в глазах бездонно и черно, —
стояли девушка и юноша,
не замечая ничего.

Как будто все узлы развязаны
и все, чем жить, уже в конце, —
ручьями светлыми размазаны
слезинки на ее лице.

То вспыхивает, не стесняется,
то вдруг, не вытирая щек,
таким сияньем осеняется,
что это больно, как ожог.

А руки их переплетенные!
Четыре вскинутых руки,
без толмача переведенные
на все земные языки!

И кто-то буркнул: — Ненормальные!
Но сел, прерывисто дыша.
К ним, как к магнитной аномалии,
тянулась каждая душа.

Читайте также:
Стихи о жене моряка

И было стыдно нам и совестно,
но мы бесстыдно все равно
по-воровски на них из поезда
смотрели в каждое окно.

Глазами жадными несметными
скользили по глазам и ртам.
Ведь если в жизни чем бессмертны мы,
бессмертны тем, что было там.

А поезд тронулся. И буднично —
неужто эта нас зажгла?-
с авоськой, будто бы из булочной,
она из тамбура зашла.

И оказалась очень простенькой.
И некрасива, и робка.
И как-то неумело простыни
брала из рук проводника.

А мы, уже тверды, как стоики,
твердили бодро: — Ну, смешно!
И лихо грохало о столики
отчаянное домино.

Лились борщи, наваром радуя,
гремели миски, как тамтам,
летели версты, пело радио…

Но где-то,
где-то,
где-то там,
вдали, в глубинках, на скрещении
воспоминаний или рельс
всплывало жгучее свечение
и озаряло все окрест.

И двое, раня утро раннее,
перекрывая все гудки,
играли вечное, бескрайнее
в четыре вскинутых руки!

Становлюсь я спокойной.
А это ли просто?

…Мне всегда не хватало
баскетбольного роста.

Не хватало косы.
Не хватало красы.
Не хватало
на кофточки и на часы.

Не хватало товарища,
чтоб провожал,
чтоб в подъезде
за варежку
подержал.

Долго замуж не брали —
не хватало загадочности.
Брать не брали,
а врали
о морали,
порядочности.

Мне о радости
радио
звонко болтало,
лопотало…
А мне все равно
не хватало.

Не хватало мне марта,
потеплевшего тало,
доброты и доверия
мне не хватало.

Не хватало,
как влаги земле обожженной,
не хватало мне
истины обнаженной.

О, бездарный разлад
между делом и словом!
Ты, разлад, как разврат:
с кем повелся — тот сломан.
Рубишь грубо, под корень.
Сколько душ ты повыбил!

Становлюсь я спокойной —
я сделала выбор.
Стал рассветом рассвет,
а закат стал закатом…
Наши души ничто
не расщепит, как атом.

Живут на свете дураки:
На бочку меда — дегтя ложка.
Им, дуракам, все не с руки
Стать поумнее, хоть немножко.

Дурак — он как Иван-дурак,
Всех кормит, обо всех хлопочет.
Дурак — он тянет, как бурлак.
Дурак во всем — чернорабочий.

Все спят — он, дурень, начеку.
Куда-то мчит, за что-то бьется…
А достается дураку —
Как никому не достается!

То по-дурацки он влюблен,
Так беззащитно, без опаски,
То по-дурацки робок он,
То откровенен по-дурацки.

Не изворотлив, не хитер, —
Твердя, что вертится планета,
Дурак восходит на костер
И, как дурак, кричит про это!

Живут на свете дураки,
Идут-бредут в своих веригах,
Невероятно далеки
От разных умников великих.

Но умники за их спиной
гогочут…

— Видели растяпу?
Дурак, весь век с одной женой!
— Дурак, не может сунуть в лапу!
— Дурак, на вдовушке женат
И кормит целую ораву!…

Пусть умники меня простят —
Мне больше дураки по нраву.

Я и сама еще пока
Себя с их племенем сверяю.
И думаю, что дурака
Я этим делом не сваляю.

А жизнь у каждого в руках.
Давайте честно к старту выйдем,
И кто там будет в дураках —
Увидим, умники! Увидим.

Быть женщиной — что это значит?
Какою тайною владеть?
Вот женщина. Но ты незрячий.
Тебе ее не разглядеть.
Вот женщина. Но ты незрячий.
Ни в чем не виноват, незряч!
А женщина себя назначит,
как хворому лекарство — врач.
И если женщина приходит,
себе единственно верна,
она приходит — как проходит
чума, блокада и война.
И если женщина приходит
и о себе заводит речь,
она, как провод, ток проводит,
чтоб над тобою свет зажечь.
И если женщина приходит,
чтоб оторвать тебя от дел,
она тебя к тебе приводит.
О, как ты этого хотел!
Но если женщина уходит,
побито голову неся,
то все равно с собой уводит
бесповоротно все и вся.
И ты, тот, истинный, тот, лучший,
ты тоже — там, в том далеке,
зажат, как бесполезный ключик,
в ее печальном кулачке.
Она в улыбку слезы спрячет,
переиначит правду в ложь…
Как счастлив ты, что ты незрячий
и что потери не поймешь.

Был день прозрачен и просторен
и окроплен пыльцой зари,
как дом, что из стекла построен
с металлом синим изнутри.
Велик был неправдоподобно,
всем славен и ничем не плох!
Все проживалось в нем подробно:
и каждый шаг, и каждый вздох.
Блестели облака, как блюдца,
ласкало солнце и в тени,
и я жила — как слезы льются,
когда от радости они.
Красноречивая, немая,
земля была моя, моя!
И, ничего не понимая,
«За что?» — все спрашивала я.
За что такое настроенье,
за что минуты так легли —
в невероятность наслоенья
надежд, отваги и любви?
За что мне взгляд, что так коричнев
и зелен, как лесной ручей,
за что мне никаких количеств,
а только качества речей?
Всей неуверенностью женской
я вопрошала свет и тень:
каким трудом, какою жертвой
я заслужила этот день?
Спасибо всем минутам боли,
преодоленным вдалеке,
за это чудо голубое,
за это солнце на щеке,
за то, что горечью вчерашней
распорядилась, как хочу,
и что потом еще бесстрашней
за каждый праздник заплачу.

Читайте также:
Стихи любимой подружке просто так

В какой-то миг неуловимый,
неумолимый на года,
я поняла, что нелюбимой
уже не буду никогда.

Что были плети, были сети
не красных дат календаря,
но доброта не зря на свете
и сострадание не зря.

И жизнь — не выставка, не сцена,
не бесполезность щедрых трат,
и если что и впрямь бесценно —
сердца, которые болят.

Любить Россию нелегко,
она — в ухабах и траншеях
и в запахах боев прошедших,
как там война ни далеко.

Но, хоть воздастся, может быть,
любовью за любовь едва ли,
безмерная, как эти дали,
не устает душа любить.

Страна, как истина, одна, —
она не станет посторонней,
и благостней, и проторенней,
тебе дорога не нужна.

И затеряться страха нет,
как незаметная песчинка,
в глубинке города, починка,
села, разъезда, верст и лет.

Отчизны мед и молоко
любую горечь пересилят.
И сладостно — любить Россию,
хотя любить и нелегко.

Стихи Риммы Казаковой о женщине

«И я живу не оробело, а, как берёза, чёрно-бело…»

Римма Казакова о любви и ее «предметах»

Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это неопасно»

«Конечно. Жизнь меня лупила и била, как хотела. Я же — некрасивая женщина. Я такая звезда, которая всегда хотела взлететь на пьедестал, для неё не предназначенный. Я иногда говорила своему второму мужу: «С житейской точки зрения любая длинноногая молодая девчонка даст мне сто очков вперёд. Чтобы меня любить, надо очень многое во мне видеть и находить»

«Любовь? Мужчины, которые мне нравились — морские лётчики, моряки, ездили на юг, где ухаживали за хорошо откормленными и правильно выращенными дочками состоятельных родителей. Кому нужна была такая дурнушка, как я, которая покупала на развале поношенные босоножки?»

«До замужества увлеклась одним лётчиком из Совгавани. А он предпочёл жениться на местной Дуньке — они обычно выбирают себе официанток или библиотекарш»

«Я только открывала для себя, что такое любовь, часто оказываясь в положении жертвенном или печальном»

«Потому что влюбляешься иногда в какого-нибудь идиота…»

«Раньше я часто совершала одну и ту же ошибку — пыталась присвоить то, что мне не принадлежит»

«Я всегда выбирала себе мужиков — самых таких поганеньких. Мне их было жалко. А ещё мне нравились красивые дубины»

Из официальной биографии:

Римма Казакова родилась 27 января 1932 года в Севастополе в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии, школьные годы прошли в Ленинграде. Окончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник её стихов «Встретимся на востоке». В 1959 году принята в Союз писателей. В 1964 году окончила высшие литературные курсы при СП. В 1976–1981 годах — секретарь правления Союза писателей. Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Автор многих популярных песен: «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь» и других.

Пахмутова прочитала стихотворение «Ненаглядный мой» в журнале «Юность», и родилась песня. Было это аж в 1969 году. Потом в моей жизни появились Саша Серов с композитором Игорем Крутым. Следом — Аллегрова, Пугачёва, Лещенко, Киркоров, Распутина… К сегодняшнему дню, думаю, проще назвать тех, с кем я пока не успела поработать, — почти у каждой звезды хоть одна моя песня есть. Даже у «Стрелок», которые поют: «Я хорошая, а ты меня не любишь! Я люблю тебя, а ты такой плохой…

От «ненаглядного» до «ничтожности предмета»

Странная женщина — поэтесса Римма Казакова… Очень странная. Мне просто захотелось разобраться в этом феномене, просто как одной обычной женщине в другой обычной женщине. Вот если отбросить тот факт, что она всю жизнь писала замечательные стихи, была на виду, общалась с неординарными людьми.

Читайте также:
Стихи любимой внучке

Читаю её пространное интервью в газете «Московский комсомолец» от 01.08.2004. Римме Фёдоровне 72 года — самый возраст для осмысления прошлого, в частности, женского прошлого.

В газете «Аргументы и факты», № 14 (1119) от 3 апреля 2002 г., Римма Казакова была очень резка в высказываниях по отношению к своим двум мужьям. Первый раз она вышла замуж в двадцать девять лет — за писателя и публициста Георгия Радова. Он был старше её на семнадцать лет. Второй раз, после разрыва, — за человека, который был моложе на 11 лет. Этот брак тоже распался (муж начал изменять). Скорее всего, именно ему было посвящено знаменитое стихотворение, ставшее песней, — «Ненаглядный мой». А в итоге —

Впоследствии Римма Фёдоровна пыталась переложить вину за свою резкость на журналистов, якобы перевравших её слова.

Но вот такие контрасты, такое «чёрно-белое» о Г. Радове:

«8 совместных лет были напрасными, надо было расстаться через полгода… Радов — вообще преступник по отношению ко мне. Я, беременная, тряся брюхом, бежала за ним по Переделкину, чтобы он, пьяный, не бросился под поезд. Муж бил меня» («АиФ», 2002 год)

«Замечательный, сильный, мужественный, умный — до бесконечности» («Московский комсомолец», 2004 год)

О некоторых других мужчинах в жизни Риммы Казаковой можно прочитать в «МК» по ссылке, приведённой выше. Я не знаю, справедливы или нет воспоминания Риммы Фёдоровны, но… «не возвращайтесь к былым возлюбленным…», если нечего рассказать, кроме как истории о «голубой маечке и часиках». «Былых возлюбленных на свете нет» — утверждал другой поэт. Каждая последующая любовь занимает своё место в душе, как кольца на срезе дерева, — так, мне кажется, должно быть, чтобы душа действительно помудрела и исполнилась благодарности к людям, вызывавшим такие глубокие переживания и такие прекрасные стихи. Конечно, если действительно проникнуться фразой: «Любовь — достоинство того, кто любит» (Хосе Энрике Родо).

Тогда почему же так убийственны некоторые строки стихотворений Риммы Казаковой?

О горестях действительных и мнимых

«А что уж такого особенного я собой представляю? Некрасивая…»

Господи! А все ли красавицы были счастливы? Вероника Тушнова, к примеру! И что такое вообще эти критерии красоты? Сколько раз они менялись в последние, скажем, 50 лет? Вневременная красота, как и истинное уродство — явления редкие.

Большинство женщин располагается между крайними точками и не горюет по такому пустяковому поводу. Да родись Римма двадцатью-тридцатью годами позже, остригись по моде и переоденься в «джинсу»! С её-то крупными, яркими чертами лица!

А, может, сказался «военно-полевой роман» отца с молодой актрисой, родившей ему дочь, несмотря на возвращение в семью? Отсюда это недоверие к мужчинам?

Или это гордыня, основанная на обострённой уязвимости? Недаром Римма Казакова в одном из интервью сказала:

Я никогда не выбирала мужчину по принципу: умный, добрый, благородный. У меня всё было у самой…

Когда я прочитала в Интернете всё, что смогла найти о Римме Казаковой, мне подумалось, что у нас общие «женские проблемы», сходное мироощущение. Только вот стихов я не пишу — не умею. Но эта похожесть заканчивается на одном моменте — благодарности за полноту жизни или её отсутствии. Я не понимаю, как можно после ТАКИХ стихов, рождённых чувством, не исполниться благодарности к человеку, их вызвавшему. Вот здесь полное расхождение.

Эту строфу из стихотворения я просто «подверстала» под свои размышления о Римме Казаковой. У неё там, конечно, не об этом. Просто в другом стихотворении опять мне встретилось это слово «разлад», уже в контексте любви. Именно «разлад», какое-то нарушение внутренней гармонии личности помешало ей найти счастье «с собою вровень».

И это женщина, надолго сохранившая способность влюбляться:

«Прошлым летом я отдыхала на корабле и там влюбилась с первого взгляда в рыжего боцмана. Понимала, что он моложе, закончится круиз и моё наваждение пройдёт, но ничего не могла с собой поделать. В своём чувстве я признавалась только в стихах, а объект грёз даже не догадывался о вулкане, который клокотал в моём сердце: «В тебе так много жизни и тепла…». Краснела, словно школьница, при встречах. Его, большого и конопатого, называла «волосатым солнышком». Моя любовная пытка обернулась целым лирическим циклом» (Газета «День», Киев, № 143, 10 августа 2000 г.)

Римме Федоровне было тогда 67 лет…

И напоследок несколько любимых строчек из
стихотворений разных лет для настроения…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: